quarta-feira, 25 de março de 2020
Большое интервью Анатолия Давыдова — о целях Академии, международных партнерствах и преемственности в «Зените»
— «Газпром»-Академия и правопреемница «Смены» в нынешнем виде существует больше десяти лет. Расскажите о деятельности зенитовской школы, как она развивается и какие события здесь произошли за последнее время?
— Главная задача — подготовка игроков к первой команде, она начинается с передачи квалифицированных игроков в «Зенит»-м и «Зенит»-2. Для этого мы серьезно развиваем инфраструктуру и тренировочный подход. Инвестируются серьезные средства, это основная статья расходов, но все эти вложения перед вашими глазами — количество и качество инфраструктуры в Академии заметно выросло. Новый манеж, новое освещение, реконструированный основной стадион, который стал вмещать несколько раз больше, отличный газон. Все это дает импульс для ребят, позволяет показывать техничный футбол.
— Инфраструктура сравнима с тем, что есть у других клубов?
— Да, эти условия — одни из лучших в России, да и весьма конкурентоспособны в сравнении с европейскими академиями. Наши ребята постоянно ездят на турниры в другие Академии по всему миру и могут сравнить.
— Вы сказали про качество основного поля Академии, оно действительно на высоком уровне, вполне соответствует уровню даже Премьер-лиги. Как удается поддерживать газон в таком состоянии с учетом матчей и «Зенита»-м, и «Зенита»-2?
— Наш главный кудесник — Ильдар Эмильевич Ислакаев, который занимается всем хозяйством на территории. Все делается только под его руководством, он подобрал квалифицированный персонал, который создает такие условия. Мы постелили самый современный газон, за ним грамотно ухаживают, поэтому в начале марта он уже в прекрасном состоянии. Когда создавался этот стадион, газону мы уделили особое внимание. Конечно, советовались с ведущими агрономами, которые работали на «Петровском» и «Газпром Арене», — совместными усилиями нам удалось добиться такого прекрасного качества.
— В детстве не сразу легко разглядеть талант игрока. Как у Академии получается делать набор эффективным?
— У нас в городе на данный момент функционируют 15 филиалов. Есть еще неохваченные районы Санкт-Петербурга, в первую очередь Красногвардейский район. Там была школа «Зенит-84», тренировались на «Турбостроителе», но его переквалифицировали под подготовку к ЧМ, поэтому команда осталась без стадиона. Сейчас филиала там нет, но мы рассчитываем его открыть. Отбор с пяти лет идет только в филиалах, до 8–9 лет ребята тренируются там, лучшие попадают в Академию. Каждый день со всех филиалов собирается сборная по рекомендациям тренеров, они работают с нашими тренерами. Уже из этих ребят остаются две-три команды, которых мы зачисляем в свою Академию — там остаются лучшие после годового просмотра. Сейчас городской чемпионат поднялся по уровню, ребята из филиалов, которые не попадают в основную команду Академии, забираются другими школами Санкт-Петербурга. Улучшению уровня чемпионата Петербурга поспособствовало и открытие центра повышения тренерской квалификации. В первую очередь группы создаются из тренеров филиалов, акцент делается на наших тренерах, но есть много заявок со всей России. Если посмотреть выпускников, то очень много наших воспитанников сейчас играет в первом и втором дивизионах, есть те, кто выступают в командах Премьер-лиги.
— Обучаются ли в школе повышения квалификации тренеры других городских команд?
— Конечно. Для нас очень важна конкуренция в городе, мы заинтересованы в квалифицированных тренерах, которые работают с самыми юными футболистами. В этом возрасте закладывается база, и от грамотной работы тренера зависит очень многое. Матчи с сильными конкурентами всегда полезнее. Сейчас для этого наши команды играют на городских турнирах командой на один год младше, чем остальные, и все равно регулярно выигрывают чемпионат, побеждают в матчах. Мы будем только рады, если конкуренция в городе станет сильнее.
— Известны примеры мировых футбольных школ, где игроки с самого детства играют в том же стиле, что и основная команда. В нашей Академии есть такая преемственность философии?
— Да, с самых ранних возрастов наши команды проповедуют одинаковый стиль игры. Если посмотреть на тактическую подготовку, то, конечно, команды Академии превосходят соперников на городском уровне. Мы стараемся привить ребятам атакующий футбол, контроль мяча. Ребята не боятся играть с куражом, идти в обводку, где-то сыграть красиво. Это очень важно. Были вопросы по физическим кондициям, но в последнее время мы усилились пятью тренерами по физподготовке, это дает свои результаты. Есть определенные минусы в плане интенсивности работы на тренировках, но над этим идет работа. Нужно добиваться большего уровня сопротивления в тренировочном процессе. Кроме того, помимо городских чемпионатов, мы проводим у себя крупные турниры, на которые приезжают ведущие европейские команды: только за последний год были «Ювентус», «Барселона», «Бенфика», «Атлетик», «Андерлехт», «Шальке», «РБ Лейпциг». Эти турниры помогают понять, где нам нужно исправлять свои недоработки, в чем прибавлять. Наши тренеры постоянно ездят на стажировки в Германию, Голландию, Австрию, Италию и другие европейские страны, черпают для себя новую информацию. Там они видят инфраструктуру, знакомятся с тренировочным процессом Академий, принимают участие в семинарах, где тренеры местных Академий рассказывают о своей работе.
— Вроде говорили, что весной должны приехать «Ювентус» и ХИК…
— Все правильно, но сейчас из-за международной ситуации с коронавирусом нам пришлось отложить эти задумки. Ни в коем случае не хотим потерять контакт, постараемся реализовать все задуманное ближе к осени. Все наши партнеры с полным пониманием относятся к ситуации и тоже очень хотят провести матчи, когда ситуация нормализуется. То же самое касается турнира имени Морозова, до которого еще есть время, и мы надеемся провести его в сроки.
— Часто говорят, что если человек посвящает себя профессиональному спорту, то у него возникают сложности в обычной школе. Такая проблема есть у воспитанников Академии?
— Такая сложность всегда была, но сейчас мы очень многое делаем, чтобы ситуация изменилась. Обучение в школе и Академии должно идти параллельно, мы стараемся развивать ребят всесторонне. Понятно, что из-за каких-то выездных турниров, отъездов в расположение сборных есть пропуски школы, но мы просим ребят брать с собой учебники, выполнять какие-то задания самостоятельно. Мы проводим дополнительные занятия в интернате, к нам приходят учителя из общеобразовательной школы. Футбол отнимает много времени, но мы постоянно находимся в контакте с директором, решаем появляющиеся проблемы, нам передается вся информация по оценкам и пропускам.
— Дисциплинарные санкции тоже бывают?
— Все тренеры Академии владеют данными о том, как учатся их подопечные, могут провести личные разговоры, занимаются воспитанием. Иногда за неуспеваемость возможно отстранение от тренировок, матчей или турниров. Мы постоянно проводим встречи с родителями. Конечно, наша основная задача — подготовка футболистов, но мы не снимаем с себя воспитательной функции. Главное, чтобы родители не отстранялись от воспитания детей. Мы можем только помочь, но воспитание внутри семьи — это фундамент.
— Развитие ребят в стенах Академии не ограничивается школой и футболом?
— У нас очень много культурных программ, постоянно возим наших воспитанников в театры, музеи, проводим встречи с ветеранами. За эту часть работы отвечает Наталья Умнова, она отдает всю себя, чтобы заинтересовать ребят какими-то дополнительными активностями. Стараемся разнообразить досуг, посещать различные места города, ведь Санкт-Петербург славится своими достопримечательностями. Помимо этого — есть поездки за границу, на крупные международные турниры. Наши игроки получают уникальный культурный опыт, который при этом никак не вредит тренировкам, а только помогает.
— Последние годы много говорилось о том, что лестница Академия — «Зенит»-м — «Зенит»-2 — «Зенит» функционирует не совсем правильно и игроки не доходят до основы. Сейчас кажется, что эта ситуация начала исправляться — полностью обновился молодежный состав, U-17…
— Работа идет, сейчас несколько ребят на постоянной основе работают с главной командой — это Мусаев, Шамкин, Прохин. Привлекаются игроки из «Зенита»-2. Об их готовности к играм может судить только главный тренер. Мы надеемся, что скоро они будут появляться на поле. Иногда бывают игры, где можно подпустить молодежь, дать игровую практику, возможность показать себя. Понятно, что невозможно пробиться из Академии сразу в основу. Это должен быть какой-то уникум. Но для этого и есть все ступени — молодежная команда, «Зенит»-2.
— «Зенит»-м в этом году переехал на базу Академии — поближе к младшим командам…
— Да, и это хорошая мировая практика. У тренеров молодежки будет больше возможностей понаблюдать за ребятами, которые скоро могут оказаться в «Зените»-м, увидеть их в игровом процессе. Академия готовит квалифицированных футболистов, и главная задача — передать ребят в «Зенит»-м. Уже оттуда ребята попадают в «Зенит»-2, где они в течение двух-трех лет могут получить более глубокое понимание взрослого футбола, и уже с этих команд они должны попадать в первую.
Главное — чтобы была общая система, взаимопонимание между всеми командами структуры. Все мы работаем в одной пирамиде, на вершине которой — основная команда. И система не должна ломаться, игрок должен воспитываться в единой философии на всех этапах своего роста. Естественно, у тренеров есть свое видение, и бывают моменты, где можно внести что-то свое, но в глобальном смысле философия должна быть единой. Пробовать можно различные схемы, иначе наши воспитанники могут оказаться не готовы к игре в других командах в случаях перехода, но, так или иначе, основной тактический фундамент должен быть один.
— Сейчас в «Зените» сложилась уникальная ситуация — и в Академии, и во всех командах клуба у руля находятся люди, которые играли за «Зенит» и добивались здесь успехов. Такая преемственность помогает развитию?
— Почти все тренеры, которые работают сейчас в Академии, играли за «Зенит» на высоком уровне. Кто-то больше, кто-то меньше, но для всех них «Зенит» — не просто название команды. Конечно, это помогает нам в работе Академии. То, что сейчас все команды «Зенита» тренируют люди, защищавшие цвета сине-бело-голубых, помогает передавать традиции, философию. Иностранный тренер или нет — не имеет такого большого значения, важно, чтобы философия спускалась сверху в Академию, чувствовалась эта связь с основной командой.
— Сейчас большой футбол в России сконцентрирован в центральных регионах, но множество талантливых ребят живут в отдаленных районах страны. Известен пример Александра Головина, которого ЦСКА вытащил именно из регионов. Как ведется работа по поиску юных игроков?
— У нас есть скауты, которые ездят по всей России и отбирают ребят. Сейчас у нас появился скаутский отдел непосредственно в Академии, раньше он был только в клубе, но там упор делается на интересы основной команды, не всегда удавалось искать именно молодых игроков, которые будут воспитываться в Академии. Раньше скауты ЦСКА, «Спартака», «Динамо», «Краснодара» рассказывали нашим, что ведут игроков в регионах на 3–4 года младше, чем мы. Сейчас этот пробел устранен — мы просматриваем самый юный возраст, чтобы вести, следить за их ростом, приглашать на турниры к себе. Стараемся общаться с родителями, показываем, какие условия здесь созданы, как функционирует интернат. Это позволяет родителям понять, что их дети не будут без присмотра вдали от родного дома.
— В других регионах филиалы тоже могут появиться?
— Да, у нас уже есть два иногородних филиала — Салават и Великие Луки. Сейчас думаем о представительстве еще в каком-то регионе России, потому что есть перспективные регионы. В той же Сибири появляется много перспективных ребят, которых мы видим на турнирах.
Assinar:
Postar comentários (Atom)
Nenhum comentário:
Postar um comentário