quinta-feira, 26 de março de 2020

Михаил Кержаков: «Готов играть до 50 лет»

В прямом эфире «Зенита и «Мегафона» вратарь сине-бело-голубых рассказал о секрете вратарского долголетия, подготовке к пенальти и любимой улице Петербурга.



— Михаил, как относитесь к тому, что после зимнего перерыва место в воротах занял Андрей Лунев?
— Конкуренция у нас, я считаю, шикарная, она заставляет нас прогрессировать.

— Когда начнутся тренировки?
— Насчет тренировок не знаю, нам пока еще не говорили.

— Как проводите время на карантине?
— Довольно-таки насыщенно. У меня ранний подъем, сегодня проснулся в семь. В принципе, мой день начинается тогда, когда ребенок просыпается. У него свой режим, он такой, довольно-таки ранний. Сегодня проснулся, провел чуть-чуть времени с ребенком, позавтракал. Я с ребенком до тех пор, пока у него не начинается дневной сон. Потом он спит обычно часа два, а я в это время делаю какие-то свои дела: читаю, еще что-то. Потом у нас обед. Вообще, большую часть времени провожу с ребенком, когда он активничает, а когда он спит, это 3-4 часа, я занимаюсь спортом, держу себя в форме и читаю. Еще я начал изучать английский язык по плейлистам.

— Антон Заболотный пишет: «Как тебе было в одной команде с великим ZeБолотным?»
— Антон, это было очень больно. Тренировки с тобой приносили мне боль, много боли. 

— Расскажите поподробнее об изучении английского.
— Я начал изучать язык по плейлистам на YouTube. Просто у меня вообще нулевая база, в школе я не учил английский. В Кингисеппе учил немецкий три года, потом переехал в Питер и когда пошел в школу, мой класс изучал английский язык. Это был девятый класс, и мне было уже поздно начинать. И я прогуливал. Вернее, не прогуливал, а мне просто говорили: «Сиди в коридоре 45 минут», что я с удовольствием и делал. Я просто не знал, с чего начать [обучение]. И тут наткнулся, буквально несколько недель назад, на YouTube-канал, он так и называется — «Английский язык по плейлистам». Там парень абсолютно бесплатно дает уроки по полчаса. Начиная с простых слов, предложений, связок и так далее. У него там больше тысячи видео.

— Болельщики просят вас что-нибудь сказать по-английски.
— Я только начал! В последнем уроке проходил отрицание: I don’t know, I don’t like it.

— Почему у вас 41-й номер? Есть ли в этом какая-то логика или скрытый смысл?
— Логики нет никакой. Когда пришел в «Зенит», я взял себе 87-й номер — номер своего года. Потом получил травму — у меня был перелом челюсти — и решил что-то поменять. А там номера у вратарей были — 1-й, 16-й, 31-й, 71-й, 81-й, 91-й… И единственным свободным с цифрой 1 был 41-й. В принципе, с этого времени я под ним и играю. У меня был период в «Анжи», когда я под 22-м номером играл — там попросили выбрать номер до числа 25.

— Вспомните ваш первый матч в Российской Премьер-лиге.
— Против «Ростова». Я играл за «Аланию» в 2010 году. Мы выиграли в гостях 1:0. Это был мой дебют, мне было 23 года, «сухарь».

— Было ли что-то особенное в том матче? Например, пенальти на последней минуте?
— Нет, нет. Навал был, но особых моментов не было. Ничего такого героического не совершал.

k01.jpg

— Так как наш эфир носит абсолютно открытый характер, и мы задаем все вопросы, которые приходят от болельщиков, то: часто ли вы употребляете алкоголь?
— На самом деле, алкоголь я употребляю довольно-таки редко. Крепкий вообще не пью уже давно.Раз в месяц могу выпить пиво или один-два бокала вина. За время карантина ни глотка не сделал.

— Когда вы последний раз были в родном Кингисеппе?
— Я туда последний раз ездил три года назад, инкогнито. Было два выходных,  сел в машину и рванул туда. Просто ездил по городу, по каким-то местам. А до этого был в 2005-м.

— Словили там ностальгию?
— Естественно. Я проехал мимо своего дома, где жил, мимо школы, где учился, мимо стадиона, где мы тренировались, возле речки Луга. Вообще, у меня в памяти была одна картинка, а тут приехал – абсолютно маленький город, маленький район, я даже удивился.

— Кто из братьев больше боится щекотки — вы или Александр?
— А давайте мы в следующий эфир вместе с ним зайдем и устроим такой челлендж, баттл. Шучу-шучу. Не знаю, если честно, без понятия.

— Бывает ли скучно стоять в воротах? Вернее, не стоять, а играть.
— Можно и стоять — мне [эта оговорка] абсолютно без разницы. Например, если это товарищеский матч, и ты играешь с какими-то пожарными, как мой первый матч за «Зенит» в 2005 году. Мы 9:0, по-моему, выиграли тогда. Это еще при Петржеле было, во Франции играли. Там, по-моему, вообще ни одного момента не было — скучно. А так, в официальных играх – нет, конечно, не скучно.

— Самый курьезный гол, за который вам было стыдно?
— Наверное, в матче против «Рубина» все за ту же «Аланию». Это был мой второй матч в Премьер-лиге, Алан Касаев забил тот гол. Мы вели 1:0, и на 88-й минуте я закинул мяч сам себе между ног. Мы сыграли 1:1. Была мокрая погода, он пробил, удар у него не получился — мяч полетел в меня, на уровне живота. Я стал его «гасить» и сам себе ладонями закинул – вообще не понял, что произошло.

— Когда в последний раз вы пересматривали этот момент?
— Довольно-таки давно. Я просто не знаю, где его найти.

— Катались ли вы на лыжах после того легендарного сбора во Франции при Петржеле?
— Ни разу. У меня фобия появилась, я же заблудился там.

k02.jpg

— Болельщики благодарят вас за матч в Грозном. Как он вам из ворот?
— Нормальный матч был, напряженный достаточно, такой, чисто кубковый. В Грозном, по-моему, никогда в последнее время для «Зенита» не было простых матчей. Всегда ничьи, поражения или минимальная победа какая-то. Плюс, 120 минут. Но я был рад — побольше времени сыграл!

— В 2019 году вы получили награду лучшему игроку месяца из рук отца. Приятно ли было ощутить этот момент? Ведь вы не знали о том, что награду вам будет вручать именно он.
— Да, я не знал. Это была очень приятная неожиданность, я был удивлен. Конечно, было очень приятно. Я за день, наверное, до этого уже знал, что мне будет вручаться приз. Это была очень радостная для меня новость, поэтому спасибо всем, кто проголосовал за меня.

— У кого в «Зените» самый неприятный удар?
– По силе или как? Вот Заба [Заболотный – Прим. ред.] если попадал, то приносил дикую боль. Знаете, один раз у нас был сбор летний, первая же тренировка и там было такое упражнение: трое нападающих выходят против троих полузащитников. Первая же атака, Заба вел мяч, защитник плассировался, и вот уже метров 5-6 оставалось до ворот, и тут он просто как с колотухи, со всей силы пробил! У меня потухло сознание на какую-то долю секунды. Сказал ему: «Заба, спасибо, неплохо сборы начались для меня».

— Снова вопрос про ваши отношения с братом: как вы называли друг друга в детстве?
— Он очень рано уехал в интернат, когда мне было лет шесть или семь, и приезжал буквально раз в два месяца.

— То есть было не до кличек?
— Типа того.

— Интересуетесь ли вы какими-либо видами спорта кроме футбола и смотрите ли их по телевизору?
— Интересуюсь, да. Я, наверное, как и многие, слежу за организацией UFC. И, я так понимаю, следующий вопрос уже напрашивается сам собой. Думаю, бой между Фергюсоном и Хабибом состоится, найдут какой-нибудь ангар или там площадку, без зрителей. И поединок будет транслироваться. 

— С учетом последних новостей есть сомнения в том, что бой пройдет.
— Если его не будет, значит, ему вообще не суждено быть. Потому что он уже в пятый или в какой-то там раз переносится.

— Фергюсон и Хабиб будут драться при пустых трибунах, будут только вдвоем в клетке. Насколько это странно?
— Это очень странно для такого боя. Мне кажется, он мог бы быть одним из самых кассовых за всю историю UFC в плане продаж билетов. Но, возможно, будет самым кассовым по просмотрам, по онлайн-трансляциям.

kr.jpg

— До скольки лет играют вратари?
— Каждый по-разному. Зависит от организма и от количества игр. Вон сейчас Буффон вроде бы продлевает контракт с «Ювентусом». Ему сколько там, 42 будет. Можно вспомнить Бреда Фриделя, который до 43-х пылил, Марка Шварцера, который играл до 41 года, Ван дер Сара, который, по-моему, до 40 лет играл. У него вообще вторая молодость наступила, когда он в «Манчестер Юнайтед» перешел в 37 или 36 лет. Зависит от здоровья, конечно. И от мотивации.

— А до скольки лет планируете играть вы?
— С таким количеством игр, как у меня, мне кажется, я готов до 50 играть! (смеется). Нет износа никакого. 

— Все знают, что у вратарей есть отдельные от полевых футболистов занятия по теории. Что там происходит? 
— Мы разбираем какие-то ошибки, помарки. У нас набирается какое-то количество игр, мы садимся с тренерами, делаем обзор моментов — как положительных, так и отрицательных и спорных. Обязательно у нас там происходят какие-то дискуссии. Кто-то согласен с чем-то, кто-то — не согласен. Пробуем прийти к какому-то общему знаменателю. Разбираем все: игру ногами, игру на выходах, приводим моменты из других игр, других вратарей — опять же, как положительные, так и отрицательные. Как нужно делать и как не нужно делать.

— Смотрите ли вы перед каждой конкретной игрой подборки с ударами пенальтистов, исполнителями штрафных, угловых или это делается только под отдельно взятые матчи, нерегулярно?
— Бывает такое. Если мы играем в Лиге чемпионов, там подборка для вратарей немного побольше, нежели когда мы играем с командами из чемпионата России, потому что там ты и так знаешь многих игроков.

— Есть ли у вас любимые места в Петербурге, но не популярные, а что-то свое, особенное?
— Мне нравится Каменноостровский [проспект]. Когда мне было 17 лет, мы тренировались на запасной арене, около «Петровского» стадиона. Я встречался с девчонкой и все время встречал ее у метро. После тренировки шел пешком по Петроградке, по Каменноостровскому. Мне всегда очень нравился этот район, нравилась архитектура, он мне очень сильно полюбился.

— Почему вам не нравится растительность на лице?
— Не знаю, мне кажется, она щекочется. Я видел как-то людей, с такой большой бородой, что когда они ели, у них еда оставалась на этой бороде — неприятно эстетически. Да и отец так воспитал: он, даже если видит у меня короткую щетину, сразу говорит: «Ты чего не бреешься?».

— Вы были бы идеальным амбассадором для компаний, продающих средства для бритья.
— Я бреюсь одноразовой бритвой — у меня немного волос. Бреюсь не каждый день, раз в три дня где-то. Порой бывает лень бриться.

— Целуете ли вы ворота?
— Нет.

k04.jpg

— Занимаетесь ли вы благотворительностью?
— Да. Думаю, этого ответа будет вполне достаточно. Не хочу себя хвалить, мне кажется, это будет неправильно. 

— Спортсмены делятся на тех, кто рассказывает о своей благотворительности и тех, кто предпочитает держать это при себе. Вы — из второй категории?
– Я из второй, но не осуждаю первую. Потому что если, например, взять моего брата, то у него есть благотворительный фон «Звезды детям». Он может за счет своего имени подтянуть разных людей, организации, он более медийная личность, нежели я. Он может больше ресурсов привлечь. Я же никого не могу привлечь под свое. Да и желания такого у меня нет.

— Суеверны ли вы и есть ли у вас приметы?
— Нет, абсолютно не суеверен, и примет нет тоже. Не верю в это все — ни в суеверия, ни в гороскопы, ни во что.

— А кто вы по гороскопу?
— Водолей.

— Михаил, дружите ли вы с «Лунтиком»? [Андрей Лунев – Прим. ред.]
— Ну да, у нас хорошие отношения. Ну мы не «друзья-друзья», не ходим в гости друг к другу, но у нас отличные отношения.

— Очередной вопрос про братьев: не хотите ли вы с Александром устроить тренерский дуэт в сборной или «Зените»?
— У меня пока нет желания быть тренером, если честно.

— Вообще думали о том, что будет дальше?
— Думал, конечно. Но у меня пока однозначного ответа для себя еще нет, не принял еще решения.

— Любите ли вы водить автомобиль? Если да, то как — медленно и вальяжно или быстро и с ревом?
— Я очень люблю водить машину. Из этих двух вариантов выберу средний. У меня дизельная сейчас, спокойненькая, славненькая, отдыхаю на ней.

— Штрафы прилетают?
— Бывает. Но в основном на ЗСД, по городу я не ношусь.

k03.jpg

— Русская музыка или зарубежная?
— Зарубежная.

— Почему? Вы же только начали учить английский.
— Не знаю, с детства пошло еще как-то. Хотя и русская тоже была. Нет, есть, естественно, песни, композиции очень хорошие. Но, если брать современное, мне кажется это вообще полный провал.

— Жанровое уточнение: рэп или рок?
— Я слушал рэп, когда был ребенком – Cypress Hill, Onyx, Naughty By Nature, Run DMC. из русских – Bad Balance, СТДК, BTLL, КТЛ ДиЛЛ. Это были 96-97 годы. Потом, годам к 14-15, я стал фанатеть от Slipknot, Korn, System of a Down. Сейчас уже все немного приелось. Даже если брать последний альбом Slipknot – не знаю, мне не очень понравился он. Все приедается, какой-то новизны нет. Поэтому сейчас, в машине, например, я слушаю какой-нибудь хаус.

— Охота, рыбалка или просто полежать и ничего не делать?
— Охота – однозначно нет. Рыбу ловил в детстве только. Я бы с удовольствием сгонял на рыбалку, но пока такой возможности нет.

— Кто – самый заядлый рыбак из тех, с кем вам приходилось играть? Может быть, таких несколько?
— Быстрик [Владимир Быстров – Прим. ред.], наверное, самый заядлый. Анюк [Александр Анюков – Прим. ред.], по-моему, тоже очень любит рыбу ловить. Но, по-моему, более заядлого, чем Быстрый я не встречал. Ну и Саня [Александр Кержаков – Прим. ред.] тоже на рыбалочку выдвигается.

— И вы ни разу не были вместе на рыбалке?
— Нет. Ну мне в кайф просто обычную такую удочку с поплавочком закинуть с бережка там, как в детстве, и все. Окушков там, плотвичку какую-нибудь. Не на спиннинг, просто на крючок — на червячка или на хлебушек. Просто чтобы время провести. 

— Без экстремизма в общем?
— Да, да я лучше пойду в магазине куплю что мне нужно. Хотя сейчас уже не факт. Может быть, скоро тяжело это будет сделать.

— Бываете ли вы за городом? Если да, то какие пригороды Карельского перешейка предпочитаете?
— Я за городом живу, рядом с «Мега Парнас», недалеко.

— Лучший игрок мира на данный момент?
— Месси, конечно. Ну а кто еще?

k05.jpg

— Что думаете про молодых футболистов? Мбаппе, Санчо…
— Ну они звери, звери. Холанд еще. Я думаю, это новая волна, новое поколение, которое придет на смену Месси и Криштиану.

— Какие мысли в голове перед каждым пенальти?
— Пытаешься смотреть на бьющего, сосредоточиться, вспоминаешь его прошлые удары, куда он бил. Смотришь на его ногу, взгляд.

— А бывает такое, что вы смотрите на бьющего, не можете вспомнить, куда он бил в предыдущие разы и отгоняете от себя эти мысли, говоря себе: «Все, сконцентрируйся, смотри на мяч»?
— Бывает так, что подходит бьющий и ты понимаешь, что сейчас возьмешь удар. Сто процентов. По нему видно, что не забьет. А бывает, что подходит бьющий, на опыте такой, и ты понимаешь, что вообще без шансов. Не прочитать никак. Бывает такая внутренняя уверенность, что сейчас возьмешь, он не забьет тебе. А бывает, что не можешь понять, куда он сейчас пробьет, будет ли он на паузе это делать.

— Уточнение насчет пенальти: правда ли, что вратарь не может среагировать по мячу и единственный вариант – это прыгать сразу же, гадать?
— Если только по центру пробьют, то можно среагировать. Если будет удар выше среднего или даже где-то рядом, то да, это невозможно сделать чисто физически.

— Есть ли у вас домашние животные?
— У меня две собаки. Два той-терьера, две девочки. Одной 16 лет, другой — 13. 

— Вы больше похожи на человека, у которого дома живут два добермана.
— Нет-нет, большие собаки — это большая ответственность. Нужно отдавать себе отчет, когда заводишь такую собаку, готов ли ты содержать ее у себя дома. Потому что это большая ответственность и большая опасность — и для тебя, и для окружающих. Хватит ли у тебя авторитета и навыков сладить с такой собакой. А что касается моих, то Боня, которой 16, она была еще до меня, это собака моей супруги. Когда мы с ней познакомились, она у нее была уже. И вот мы решили взять вторую, чтобы им было нескучно.

— Если бы не футбол, тогда что?
— Вообще без понятия. У нас в Кингисеппе предприятие было градообразующее — «Фосфорит». Может, туда пошел бы работать. 

— Что там производили?
— Химикаты разные, удобрения.

k07.jpg

— Насколько мы знаем, вы установили «Инстаграм» специально для этого эфира. Он у вас есть, но вы им не пользуетесь.
— У меня два телефона, один я купил в 2015 году еще и установил «Инстаграм». Я этот телефон с собой не ношу, чтобы не стать человеком, который лазает все время в сети, не отрываясь. Я его не беру на сборы. Я могу 1,5-2 месяца не заходить никуда, так, листать иногда. Потому что это реально засасывает — иногда смотришь на людей на сборах, они могут часами сидеть, перелистывать, лайкать что-то — страшно наблюдать за этим со стороны. И когда я стал готовиться сегодня к прямому эфиру, я понял, что мне нужно обновлять приложение, а я не знаю как это сделать вообще. Попросил, чтобы мне залили на этот мой телефон основной, и только так я смог запустить прямой эфир.

— Расскажите, как вы сейчас тренируетесь.
— У меня дома стоит эллипсоид, работаю на нем. Но, кстати, я подсел сейчас на гири — вообще топ. Гири — это просто бомба. Ну я и раньше занимался, но сейчас больше времени появилось, посмотрел очень много видео и могу сказать: ребята, занимайтесь с гирями, потому что это просто бомба. Они не закрепощают так сильно, как штанга, например. У них очень много различных упражнений —  есть такие, где прорабатываются вообще все мышцы. Вообще все: ноги, спина, плечи, трицепс и так далее. И выносливость. И плюс ко всему еще укрепляются связки и сухожилия.

— Сколько килограмм весят ваши гири?
— Они небольшие, я начинал с восьми килограмм, сейчас — две по двенадцать.

— Посоветуйте каналы на YouTube, связанные с работой с гирями.
— Набирайте просто «гиревой спорт» и там будет очень много различных видео с профессионалами, которые объяснят про хват, рывок и так далее. Там такие матерые гиревики — все просто и понятно.

k08.jpg

Блиц

— Лучший вратарь?
— Тер Штеген. 

— Написать сообщение или позвонить?
— Отправить голосовое сообщение.

— Перечислите три упражнения для развития реакции. Что-нибудь такое, что можно делать в домашних условиях.
— Не задумывался об этом. Если кошка есть или кот — можно с ними. Была такая передача «Брэйн ринг», там кнопку на скорость нужно было нажимать, и капитан одной из команд, я слышал, тренировался со своей кошкой. Он ей что-то клал, она пыталась достать лапой, а он выдергивал рукой.

— Собаки или кошки?
— Собаки однозначно.

— Иметь план или действовать по обстоятельствам?
— Иметь план. Но лучше иметь еще и план B, и план C. Быть готовым к тому, что план А может не сработать. Хотя в связи с последними событиями планы летят в тартарары — я думаю, так у многих.

— Друзья, умейте импровизировать.
— Да, не будьте мной, умейте импровизировать!